Страсти «Блаженной»
Рецензия на фильм
23 апреля 2008 г.
Трудно судить фильм, посвященный религиозной теме. С одной стороны - «не судите да не судимы будете», а с другой – невозможно обойтись без критического отношения к происходящему на экране.
«Блаженная» Сергея Струсовского повествует нам, как в современном обществе, столь жестоком и расчетливом, человек может стать «юродивым» (насколько известно, русская церковь эти слова считает синонимами). Мы погружаемся в мир сиюминутных страстей, окружающий Александру, и порой склонны думать, что ее светлая душа от пережитых потрясений сломается, почернеет или обрастет толстой коркой цинизма. Но не тут-то было – девушка выстаивает перед этим натиском и в конце предстает перед нами отрешенной от мирских забот…
Неизвестно, что побудило режиссера снять эту картину. Возможно, судьба реального человека, а может, душевный порыв. Но то, что обращение к такой теме весьма своевременно, это, мне кажется, объяснять не надо.
На премьере, состоявшейся 22 апреля в ТЦ «Ереван Плаза», зрителей готовили к просмотру этого непростого фильма долго и тщательно. Пару слов сказали режиссер Сергей Струсовский, актеры Галина Яцкина и Даниил Страхов – о значении «Блаженной» в современном кинематографе. Затем прозвучала очень трогательная песня из фильма, а перед показом продемонстрировали мультфильм «Колокольчик», в котором красочно изложена легенда о том, как появились в церквях колокола.
В общем, люди были готовы к тяжелому и вдумчивому просмотру, несмотря на то, что фабула картины довольно проста: в столицу из провинции приезжает девушка, которая хочет учиться на художника и рисовать, рисовать, рисовать… Сколько было вариаций на эту тему, начиная с легендарной комедии «Приходите завтра», - не счесть, но перед нами предстала совсем другая история, одновременно жуткая и прекрасная. Порой буквально там, где проходит героиня, вырастают цветы, а лица озаряются улыбками. Правда, ненадолго. Мы же привыкли не замечать прекрасное, у нас много проблем, а их надо решать. Так думают почти все герои, кроме верующей горничной, осознающей всю трагедию жизни «блаженной» Александры.
Для себя лично я обнаружил некие параллели с другой вышедшей недавно лентой о женской судьбе – «Переводчицей», где также главная героиня обретает свободу от всех. Но если Юлия Батинова остается самой собой, то персонаж Карины Разумовской изначально не принадлежит себе. Она служит Любви в истинном понимании этого слова, и ей место не в больнице, как принято поступать с «психически неполноценными» в обществе, а в церкви.
Без шероховатостей в фильме не обошлось, но на них как-то не особо хочется останавливаться. Пусть зритель решает, насколько он ценен и органичен. Но и громких слов тоже от меня не услышите, потому как зачем воспевать то, что и так хорошо, без наших од.
Обычно, когда фильм подходит к концу и появляются титры, люди начинают сразу вскакивать с мест и пробираться к выходу. Но в нашем случае никто никуда не спешил, все молча сидели, словно в трансе, и слушали музыку Александра Пантыкина. Лишь при появлении девушки, объявившей, что «кино-то кончилось», все зашевелились и зашептали. Этот эпизод говорит о многом.
Надеюсь и вы также будете под впечатлением от этой картины, как и ее первые зрители…
Макс Милиан