Кино, превращающее пепел в цветы…
Камерность и духовность, присущая советскому кинематографу и ценимому за это во всем мире, возвращается на современный экран в виде мистической драмы "Блаженная", после просмотра которой хочется как минимум закурить, а как максимум проанализировать свою жизнь. Картина повествует о девушке Александре (Карина Разумовская), приехавшей в Москву с желанием учиться рисовать и встретить любимого человека. Но ей приходится столкнуться с массой испытаний, при этом сохранив детскую непосредственность и чистоту, но став блаженной…
В отличие от слогана фильма "Когда весь мир против тебя", картину о том, что и пепел может превращаться в цветы, высоко оценили не только в России, но и за рубежом. На прошедшем в апреле международном фестивале независимого кино в Хьюстоне — WorldFest Houston Film Festival — "Блаженная" удостоилась серебряной награды. Видимо, благодаря четкой очерчености персонажей и оригинальной подаче столь актуальной ныне проблемы терзаний провинциалки в жестком мире мегаполиса, уже набившей оскомину. "Это фильм не о трудностях жизни в столице и человеческой жестокости. Это лента о Любви. В момент съемок я сам был влюблен, хотя понимал, что, снимая фильм об этом чувстве, необходимо самоустраниться от любви, дабы показать все ее грани. Но жить и творить без любви невозможно", — рассказывает режиссер "Блаженной" Сергей Струссовский.
Один из самых востребованных молодых российских актеров Даниил Страхов ("Мы из будущего", "Жаркий ноябрь", "Талисман любви", "Дети Арбата") предстает в фильме в роли алчного негодяя Романа, в которого влюбляется главная героиня. "Ему незнакомо ощущение, когда небеса молчат. Они могли бы быть вместе, но он не способен разглядеть в глазах Александры одновременно и мудрость и детство. Дa и зaчeм? Ведь они тaкиe paзныe", — так описывает актер свой образ, воплощенный на экране.
— Даниил, после того, как посмотрели уже смонтированный фильм, вы остались довольны своей работой?
- Честно признаюсь, не совсем. Может быть потому, что после завершения съемок прошло немного времени, чтобы посмотреть на свою роль с другой стороны, и оценить ее, как обычный зритель. Но мне отрадно видеть, что картина получилась. Да, в ней есть определенные заусеницы, которые не могут не раздражать. Но это хорошо. Главное, чтобы фильм дошел до зрителя, поскольку он настоящий. А подобных картин сейчас снимается мало.
— В фильме "Блаженная" нельзя выделить основную мужскую роль, практически все актерские образы, по сути, представлены в одном ракурсе, отрицательном …
- Действительно, положительная роль здесь одна – Александры. Но тот мир, который противостоит душевному спасению, и есть тот мир, в котором мы сейчас живем. И все мужские образы в фильме передают грани одного злого и жестокого мира. Когда я знакомлюсь со сценарием, главное, чтобы история меня зацепила. В случае с "Блаженной" это произошло, поскольку эта тонкая история о том, что любую человеческую душу можно растоптать, балансирует на грани фола. Здесь все зависело от работы режиссера – опустится ли он до морализаторства, либо снимет искренний и честный фильм. Радует, что получилось последнее.
— Ваш герой представляется неким беспринципным мачо, для которого чуждо все человеческое. Как бы вы охарактеризовали себя как человека?
- Непростой. Я часто гневаюсь, и мне по жизни очень мешает бытовая вспыльчивость, а также внутренние сомнения. Часто сам себе задаю множество вопросов: "имею ли я право", "могу ли я", "талантлив ли я", "свое ли место я занимаю в этой жизни". И это мешает мне не только, как человеку, но и актеру, поскольку прежде чем войти в кадр, необходимо отключать мозговой аппарат, становясь на время неким полупроводником. Но с другой стороны, без дурацких вопросов, которые регулярно задаешь себе, нельзя развиваться как личность и, следовательно, как профессионал.
— Людям не чужды и мечты. Они вам не мешают?
- На мой взгляд, заветные мечты не приводят ни к чему хорошему, поскольку если о чем-то мечтаешь, то это либо вовсе не исполняется, либо сбывается, но не в том виде, что себе представлял. Не зря говорят, бойтесь своих желаний, они иногда исполняются. Что касается моей мечты? Мечтаю просто о том, чтобы все было хорошо, чтобы родители были счастливы и здоровы.
— А о всемирной славе не мечтаете?
- Да, впрочем, как и все артисты. Ради славы я и пошел в 17 лет в МХАТ. Ведь актеры, по сути, это дети, мечтающие о славе.
— Сейчас вы снимаетесь в роли молодого Штрилица. Не боитесь, что своеобразная конкуренция с образом, воплощенным Тихоновым, может разрушить вашу артистическую карьеру?
- Прекрасно осознаю причину повышенного внимания к данному проекту, впрочем, как и не вполне адекватного восприятия моей роли: "Да как же он посмел играть молодого Исаева, ведь Тихонов – это наше все, наша икона?". Думается, что когда картина выйдет на экран, начнется битва титанов: я против всех, и сравнение с Тихоновым будет явно не в мою пользу, поскольку тот сыграл великолепно, однако, по большому счету меня это не волнует. Ведь я играю не Тихонова, а Исаева.
Зазеркалье или Обратная сторона "Зеркала"
Сергей Струсовский, режиссер фильма "Блаженная"
"Мне сейчас 38 лет, и фильмы Тарковского воспринимаю уже не так, как десять лет назад. Я их еще больше полюбил и еще лучше понял. Что касается возможного участия фильма "Блаженная" на фестивале "Зеркало", могу сказать, что с российскими киносмотрами у нас сложились некоторые недоразумения: мы получаем приглашения из разных стран, но поучаствовать в отечественных кинофестивалях, в том числе и в Иванове, нас пока не приглашали. Если же это случится, то мы его примем, поскольку делали фильм в первую очередь для того, чтобы донести его до публики. Кроме того, это очень искренний фильм. Главная героиня олицетворяет собой ту любовь, которая ничего не требует для себя, а лишь отдает. Жертвенно, и потому – вечно. Ведь не супергерой, не вундеркинд, не новые технологии, а только Любовь может изменить этот мир к лучшему. Важно, что зритель находит в "Блаженной" нечто важное для себя и понимает, что это не просто драма, а фильм с глубоким духовным смыслом. Тем самым можно сказать, что диалог между режиссером (всей съемочной группой) и зрителем состоялся. И очень бы хотелось, чтобы он был не одномоментен, чтобы "Блаженную" смотрели не по одному разу, всегда находя для себя что-то новое. Я пытался создать фильм, который будет визуально свеж через десять лет и при этом передаст атмосферу сегодняшнего времени, ведь в первую очередь кино – это искусство, а не констатация окружающей действительности".
Денис Ланской