Свобода, Порядок и Повелитель Мух
«Натурщица» Татьяны Воронецкой снята в необычном для российского кино жанре исторической мелодрамы. Подобные ленты редко становятся столь же популярными, как боевики и детективы, но картина Воронецкой способна заинтересовать зрителей (и особенно зрительниц) самого разного образования и возраста. Те, кто хотят просто расслабиться после тяжелого трудового дня, получат огромное удовольствие от великолепной игры актеров, красивой любовной истории, чудесных костюмов и живописных интерьеров. Интеллектуалы к тому же еще и отдохнут душой, отыскивая мелкие исторические ляпы и разгадывая секреты фильма. Возможно, после просмотра боевиков трудновато привыкнуть к медленному развитию сюжета «Натурщицы», да и музыка, сама по себе неплохая, порой кажется навязчивой, но фильм, безусловно, заслуживает потраченных на него усилий.
Главное достоинство картины – великолепные актерские работы. Виктория Толстоганова нечасто играет богемных, беззаботных женщин, а Даниил Спиваковский, кажется, вообще никогда не снимался в главной роли в мелодраме, и, получив такую редкую возможность, артисты искренне наслаждаются ею. Их дуэт получился невероятно ярким, слаженным и наэлектризованным. Очень интересно наблюдать за взаимоотношениями таких не похожих людей, за их реакцией на слова и поступки друг друга.
Толстоганова и Спиваковский создают на экране глубокие, неоднозначные и психологически достоверные характеры, полностью соответствующие нашим представлениям о людях начала ХХ века. Очень жаль, что Виктория и Даниил вряд ли когда-нибудь сыграют в «Саге о Форсайтах»: лучших Ирэн и Сомса невозможно и представить. Впрочем, эта яркая пара вполне уместна и на страницах рассказов Бунина и Грина, и в романах Кнута Гамсуна…
Софья, сыгранная Толстогановой, ослепительно прекрасна и невероятно естественна: быть красивой для нее так же просто, как и дышать. Эта женщина излучает покой, доброжелательность и душевное тепло, ее внутренняя свобода абсолютна, словно солнечный свет.
Поначалу может показаться, что Спиваковский играет Эшенбаха слишком нервно, но потом станет ясно: он все делает правильно. Даниилу чаще достаются роли эксцентричных, немного наивных, но жизнерадостных людей, и просто поразительно, каким достоверным получился у него холодный, циничный, не верящий в чудеса делец, абсолютно уверенный в нерушимости правил, которым следует.
Виктория и Даниил уже давно зарекомендовали себя прекрасными актерами, и их новый успех восхищает, но не удивляет, а вот Николай Фоменко в «Натурщице» раскрылся с совершенно неожиданной стороны. Он и раньше снимался в кино, энергично демонстрируя свои способности незакомплексованного шоумена, но сложнейшая роль в ленте Воронецкой доказывает, что он способен существовать и без этой маски. Сыгранный Фоменко журналист тоже очень типичен для начала ХХ века, и Николай передает оттенки характера своего персонажа невероятно тонко и точно, без малейшего наигрыша, меняя лишь выражение глаз. Порой кажется, что этот неброский, значительный и зловещий человек не просто мелкий бес, посланный в небольшой южный городок разрушить все, до чего может дотянуться, но сам Повелитель Мух. Такой филигранной работы от Фоменко ожидать было трудно.
У остальных актеров слишком мало экранного времени и драматургического материала для создания сложных, неоднозначных характеров, но, тем не менее, все они вносят свою лепту в создание общей атмосферы фильма.
Легендарный оператор Николай Немоляев совершил еще одно обыкновенное чудо. Запечатленные им на кинопленке люди и интерьеры невероятно значительны, таинственны и прекрасны. Каждый кадр «Натурщицы» – это картина большого мастера. Работа художника по костюмам также великолепна: костюмы главных героев в точности соответствуют их характерам.
Но в ленте Воронецкой есть и заметные недостатки, связанные, скорее всего, с тем, что в последние годы историческое кино у нас снимают редко, поэтому массовку и дальний план контролировать разучились.
Во-первых, очень неправдоподобно показан Тифлис (ныне Тбилиси) – город, где происходит действие фильма. Наверное, некоторые режиссеры способны убедительно рассказать о достоинствах и недостатках чужого народа, но это явно не тот случай. Все, что выглядит трогательным и достоверным в фильмах Тенгиза Абуладзе и Георгия Данелия, здесь кажется холодным и безжизненным. Такое же впечатление производит и сам город, где по улицам ходит много лошадей и ослов, но нет не только ни одной навозной кучи, но и ни единой соринки. При этом жители не слишком престижного района Тифлиса все как один щеголяют в абсолютно новой, тщательно выглаженной и безупречно чистой одежде. Грузинский город предстает на экране таким стерильным, каким бывает не всякий немецкий или швейцарский, и, разглядывая улицы киношного Тифлиса, невольно начинаешь выискивать на них Нео и мистера Смита. Гораздо логичнее было бы перенести действие фильма, например, в Крым: о своем рассказывать всегда проще, а непризнанные гении живут повсюду.
Во-вторых, совершенно ненужными выглядят эпизоды воспоминаний героини о городе Берлине и художнике Эдварде Мунке. Когда в случайной беседе упоминается берлинский богемный кабак «Черный поросенок», среди тифлисской безмятежности он кажется средоточием всего запретного, тайного и порочного. Но в воспоминаниях героини это место выглядит обычной забегаловкой, такой же чистенькой, как и тифлисская, где сидят такие же нарядные люди… Визгу много, толку мало!
Художник Эдвард Мунк – очень талантливый человек, но за то небольшое время, что отведено ему в фильме, ни один актер, даже самый гениальный, не смог бы передать глубину и фантастический дар своего персонажа. Зрители ничего не узнают об этом незаурядном живописце, и лучше было бы его или не показывать вообще, или не персонифицировать, а называть просто художником. То, чего не видишь, порой волнует больше, чем то, что можно разглядеть во всех подробностях…
Но эти недостатки почти не скрадывают общее впечатление от фильма. Одни увидят в «Натурщице» извечный конфликт женского и мужского начала, Инь и Ян, тьмы и света. Другие воспримут ленту как предупреждение: когда Порядок пытается взять под контроль Свободу, победителем всегда будет Повелитель Мух. Третьи просто полюбуются такой красивой и недоступной прошлой жизнью и, возможно, даже заинтересуются эпохой модерна, захотят почитать книги или посмотреть картины, о которых говорят в фильме. Так или иначе, в выигрыше окажутся все, кто решит увидеть эту незаурядную ленту.
Светлана Степнова